10-ая Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
(ECCE 2019) 29 мая — 1 июня 2019, г. Москва

Доклад «Развитие общих способностей как содержание образования современных дошкольников с точки зрения мыследеятельностного подхода»

Генеральный директор

АНО ДО «ЦРР «Волшебный возраст»

Макарова Е.Н.,

воспитатель Пестряковой Н.М.

В современной дошкольной педагогике мы видим множество  инноваций  и вариативности — изменений, которые должны обеспечивать более высокий уровень качества образования.  К сожалению, государственная система  оценок и тестирования не отражает эти изменения .

Получается, что хороший ученик — это тот, кто донес до экзамена массу предметной информации. Но среди них очень мало   детей, кто опирается не на память, а на мышление и понимание, кто может самостоятельно построить новое знание, для которого культурные образцы действительно становятся  образцами для освоения. Если проводить аналогию с информационными технологиями, то можно по окончании школы получить «пользователя», а можно «программиста» — человека, могущего создавать новое. Чтобы растить людей, способных к созданию нового знания, к саморазвитию, к постановке и решению социокультурных проблем, необходимы педагоги, способные продемонстрировать детям такие культурные образцы, а также  педагогическая система  с принципиально другим содержанием и формами образования. 

 Мыследеятельностная педагогика возникла в 90 гг. прошлого века на соединении наиболее интересных находок педагогов-практиков и новых подходов в методологии гуманитарных дисциплин. Главный образовательный результат данного подхода — развитие  общих способностей.

Идеи мыследеятельностной педагогики воплотились в некоторых московских школах.  Проектный колледж 1314 и Детский сад — начальная школа «Материнская школа» — это учреждения, где была создана полноценная педагогическая практика для детей от  3-х  лет и до 11 класса.

С точки зрения  понимания содержания образования  возможны разные подходы. Мы можем передавать детям предметные  знания, умения, навыки — предметное содержание, можем формировать у детей  различные виды деятельности (игру, экспериментирование и пр.), а можем помогать детям выстраивать культурные способы мышления, понимания, коммуникации, действия. Таким образом, в педагогике можно выделить несколько подходов, исходя из того, чему мы собираемся обучать детей.

В.И.Слободчиков  считал образование универсальным механизмом преобразования предметных форм культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности новых форм культуры.

В образовании должны быть сформированы такие субъектные способности и качества личности, которые позволяют человеку быть адекватным требованиям современной социокультурной ситуации и в то же время способным реализовать свое человеческое предназначение.

Таким образом, способность — это присвоенный человеком социокультурный способ, применяемый человеком в окружающем мире в разных предметных областях.

Основой для выбора способностей, которые необходимо развивать у детей, является для нас схема мыследеятельности Георгия Петровича Щедровицкого, которая предполагает  различие и единство пяти интеллектуальных процессов: мышления, мыслекоммуникации, мыследействия, понимания и рефлексии.

Естественно, для дошкольной ступени этот перечень имеет свои особенности. Мы работаем со следующими способностями:

Понимание,

Организация Действия, 

Коммуникативно-мыслительной техникой Различение и

Воображение.

Способности являются метапредметным (надпредметным) содержанием, с ними можно работать на любых образовательных областях и видах деятельности.

 При работе со всеми способностями для нас очень важно:

  • Понимать, в чем состоит культурный  способ, каковы  возрастные этапы его освоения.
  • Владеть технологией перевода ребенка с этапа на этап.
  • Определять исходное состояние ребенка и ставить задачи.
  • Уметь сценировать образовательные ситуации и проводить занятия.
  • Создание форм уклада для реализации ребенком данного способа.

Коммуникативно-мыслительная техника различения лежит в основе многих форм мыслительной работы. Без различения невозможно построить знание, а в коммуникации — понимание. Различение — минимальная единица знания, существующая в форме противопоставлений (добрый-злой, большой- маленький). Для нас важно, чтобы ребенок в ситуации непонимания, спора и коммуникативного конфликта умел порождать новое различение, которое является средством разрешения этой ситуации. Детей учат работать с различениями в ситуациях противоположности суждений в коммуникации. Для дошкольников занятия проходят в форме игр. Такие ситуации мы можем встретить везде в игровой, исследовательской деятельности, в повседневной жизни. Об одном и том же идет разговор или о разном, одинаковые высказывания или противоположные. Дошкольник уже может подбирать аргументацию точки зрения и понять, откуда она возникла. Всему этому учит техника различительной работы.

Понимание. Эта способность является ключевой в развитии познавательной деятельности учащихся. В детском саду ребенок сталкивается с достаточно большим набором уже готовых представлений, правил и норм, которые он  должен осваивать. Такое формальное присвоение приводит к отсутствию собственного понимания у ребенка, отсутствию собственного активного познания. Работа же по выявлению совместно с ребенком смысла текста, смысла норм поведения, действий и передача ему техник и способов данной работы обеспечивает развитие способности понимания.

 Способы Понимания, с которыми  мы знакомим наших дошкольников:

— порождение обобщенной смысловой версии на текстовом материале.

— обогащение собственной смысловой версии в коммуникации.

— выход из  ситуации  непонимания.

Работа ведется не только в занятийной форме. Ситуации, требующие применения этих способов, возникают повсеместно в различных видах деятельности дошкольника: в индивидуальной познавательной,  в свободной игровой,  в общении, в повседневной жизни детей. Необходимым условием является организация специальной среды, в которой педагоги поощряют активность и собственное понимание детей, разбираются с разными смыслами, демонстрируя детям в качестве культурного образца собственное уважительное отношение к разным смыслам.

         В дошкольном возрасте дошкольник начинает осуществлять переход от активности к совершению осмысленных, законченных действий. У дошкольника возрастает осознанность и произвольность действий.

Способность организации действия обеспечивает осознанность замысла действия, наличия его плана, возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства. Она дает возможность оценить результат действия и ответить на вопрос, зачем это действие нужно произвести.  Технология ее освоения предполагает помощь ребенку в замысливании и реализации детских активностей. Создаются особые ситуации, в которых ребенку необходимо анализировать различные  структурные единицы деятельности:

 Цель: Для чего ты это делаешь?

Замысел – Результат: Что ты хотел сделать? Получилось или нет?

Средства:  При помощи чего?

Способ: может, попробовать по-другому? А как удобнее?

Чтобы способность сформировалась, группа должна стать местом, где можно замысливать, планировать и реализовывать собственные планы.

Становление способности происходит в такой форме работы, как дело. Это вид деятельности, в которой есть этапы замысливания, планирования, реализации.

Виды детских дел могут быть самыми разными:

Индивидуальные (изготовление подарка маме) и коллективные (подготовка к празднику.
Детские (учусь рисовать бабочку) – детско-взрослые (научу других детей)
Календарные (пятничная уборка) — досуговые (ставим спектакль)
Долговременные-разовые.
Социально-полезные(открытка ветеранам) – частные(подарок на день рождения)
Внутригрупповые – общесадовские – семейные.

Одна из важнейших способностей, формирующаяся исключительно в дошкольном возрасте, — воображение. В науке до сих пор нет однозначного мнения о том, что представляет собой эта способность и каковы условия ее выращивания у ребенка. Если рассматривать воображение как культурный способ, то суть воображение может быть представлена как особая форма сознания, создающая идеальное и различающая идеальное и реальное.

Воображение мы отличаем от образов памяти и восприятия, конструирования образа, понимания, фантазии,  мышления.

Формы работы с воображением:

  • Разыгрывание народных сказок
  • Проживание детьми тематических циклов. (Плод, Время, Свет и Тьма и др.)
  • Загадки (создание загадок и их отгадывание)
  • Небылицы (сочинение небылиц и превращение их в «былицы»)
  • Парадоксальные ситуации
  • Метафора
  • Конструирование миров (на сказке)

Таким образом, в нашем детском саду мы занимаемся развитием способностей, создаем среду и особые формы уклада. Чтобы способность была присвоена, необходимо, чтобы жизнь в саду была устроена так, чтобы способности детей были востребованы. Это и особый событийный цикл, куда входят тематические циклы по воображению, и Неделя Изобретений, и Осенняя Ярмарки, и особые формы организации жизнедеятельности: разновозрастная группа, стиль общения с детьми и родителями. Технологии развития способностей   включены в образовательную программу детского сада. Разработана  парциальная программа на основе серии книг «Я играю и расту». Две из них уже выпущены:

— Я играю и расту. Развивающие игры и задания. 3-4 года. М.: Олма_Медиа-Групп, 2015.

— Я играю и расту. Развивающие игры и задания. 4-5 года. М.: Олма_Медиа-Групп, 2015.

В своем докладе я хотела бы поделиться нашим опытом организации педагогического процесса в негосударственном дошкольном образовательном учреждении города Москвы «Волшебный возраст».

Сегодня, как никогда остро, в мировом образовании стоит проблема содержания образования: чему учить ребенка? Есть несколько позиционеров, которые формируют запрос к качеству и содержанию образования ребенка. И все они по-разному понимают суть и качество образовательных результатов.

Родители хотят видеть здорового ребенка, успешно проходящего этапы взросления, легко поступающего в престижные вузы. Представители бизнеса ждут профессионала с набором знаний, умений, желательно еще и с определенным опытом работы в данной сфере. Государство, с одной стороны, формулирует в Стандартах образования целевые ориентиры в виде набора способностей и компетенций. Но при этом, оценивая качество образовательных результатов в конце каждой ступени обучения на ОГЭ, ЕГЭ и различных мониторингах, проверяет, усвоен ли весь объем информации, полученные алгоритмы действия.  

Таким образом, педагог оказывается в ситуации, когда он должен всем, но реализовать все запросы и пожелания он не может, их много и они противоречат друг другу.

Что же делать? В такой ситуации очень важна позиция педагогического коллектива, которая должна быть основана на анализе современной ситуации и опираться на передовые педагогические технологии. Анализ современной ситуации высвечивает следующую проблему: объем информации, которую должны усвоить наши дети, стремительно растет, а ее актуальность и востребованность в будущем стремительно падает. В результате такого обучения среди выпускников очень мало тех, кто опирается не на память, а на собственное мышление и понимание, кто может самостоятельно построить новое знание, грамотно взаимодействовать с людьми, самостоятельно ставить и решать задачи, реализовывать собственные проекты. Если проводить аналогию с информационными технологиями, то можно по окончании школы получить «пользователя», а можно «программиста» — человека, способного создавать новое.

Чтобы растить людей, способных к созданию нового знания, к саморазвитию, к постановке и решению социокультурных проблем, необходимы педагоги, способные продемонстрировать детям такие культурные образцы, а также педагогическая система  с принципиально другим содержанием и формами образования.   Одной  из таких альтернативных систем стала Мыследеятельностная педагогика.  Этот  подход  возник в конце 80х гг. 20го века в результате работы философов, психологов и педагогов Московского методологического кружка под руководством Георгия Петровича Щедровицкого. Главный образовательный результат данного подхода для детей дошкольного возраста — развитие  базовых (общих) способностей.

Данные  идеи воплотились в сети московских школ.  Гуманитарно-методологическая школа №1314 «Проектный колледж»  и детский сад- начальная школа №1835 « Материнская школа» — первые учреждения , где была создана полноценная педагогическая практика для детей от  3-х  лет до 11го класса.

Для нас как для продолжателей традиций мыследеятельностной педагогики, в первую очередь, важно, чтобы у ребенка  были сформированы такие субъектные способности и качества личности, которые позволяют человеку быть адекватным требованиям современной социокультурной ситуации и в то же время способным реализовать свое человеческое предназначение.

 С позиций мыследеятельностной педагогики Способность — это присвоенный человеком социокультурный способ, применяемый им в разных предметных областях.

 Основой для выбора способностей, которые необходимо развивать у детей, является для нас схема мыследеятельности Георгия Петровича Щедровицкого, которая предполагает  различие и единство пяти интеллектуальных процессов: мышления, мыслекоммуникации, мыследействия и сопутствующих им понимания и рефлексии.

 Естественно для дошкольной ступени этот перечень имеет свои особенности. Мы работаем со следующими способностями:

 Понимание, Организация Действия,  Коммуникативно-мыслительная техника Различение и Воображение. Способности являются метапредметным (надпредметным) содержанием, с ними можно работать на любых образовательных областях и видах деятельности.

Для работы по развитию каждой способности были созданы специальные педагогические технологии, оформленные в различных методических пособиях, сборниках занятий как для педагогов, так и для родителей с детьми. В руках у меня методическое пособие по развитию способности воображения дошкольников и младших школьников – это и теория, и практические разработки занятий, игр, тематических циклов и диагностических методик.

 Мы считаем, что педагоги каждой школы должны определиться, ради чего они работают с детьми – какой социальный заказ выполняют: просто готовят к экзаменам, или выполняют все запросы родителей, или пытаются привить детям определенные ценности, или формируют определенные способности и компетентности. В соответствии с этим будет построена и система управления учреждения, подобраны педагогические технологии, созданы определенные традиции и формы работы детей и взрослых. Наша позиция заключается еще и в том, что школа может и должна быть важным фактором развития общества, а это включает в себя и развитие территории (например, своего микрорайона), и развитие педагогической науки и практики.

 Таким образом, эффективное образовательное учреждение – это, в нашем понимании, не только среда для выращивания ребенка, но и структура, способная как к саморазвитию так и к развитию общества вокруг себя.  Но для этого на основе учреждения должна сложиться детско-взрослая образовательная  общность – объединение взрослых и детей, определяемое единством целей, ценностей, образцов и традиций. Помимо учителей и детей такая общность включает и родителей, и различных социальных партнеров учреждения, например, специалистов в разных областях деятельности (представителей науки, искусства, производства и т.д.)

 Говоря о педагогической практике, мы выделяем несколько компонентов, важных лично для нас.

Это владение педагогами специальными технологиями развития общих способностей дошкольников, а также технологией работы с событием. Мы выстраиваем годовой цикл из праздников и событий, который отражает и те ценности, которые мы хотим передать детям, и предоставляет поле для развития способностей детей, а также их инициативы, самоопределения и самовыражения.

 Для нас принципиально важно разновозрастное общение детей как модель семьи и общества, важны те умения, которые дети приобретают, общаясь и занимаясь не только со сверстниками, но и с малышами, и со старшими детьми. Мы пользуемся специально разработанными технологиями воспитания детей в разновозрастном коллективе, а также моделями занятий в разновозрастной группе детей. Стиль общения педагога с детьми должен быть основан на умении педагога слышать голос ребёнка, опираться на его мнение, совместно с ребёнком выстраивая траекторию его развития, таким образом повышая субъектность образования.

 Мы взаимодействуем с такими ВУЗами Москвы, как МГПУ, МГППУ. Активно участвуем в жизни педагогического сообщества Москвы, а также в международных педагогических событиях. В этом учебном году мы прошли международную сертификацию по системе ECERS, обучались на курсе наставников будущих педагогов, принимали на практику студентов МГПУ, участвовали в международных конференциях Edcrunch-2018 и ECCE-2019, организовали городской педагогический семинар «Воображение в фокусе разных педагогических подходов». В процессе этой работы происходит взаимообогащение: мы вносим свой вклад в развитие педагогической науки и практики и в то же время непрерывно повышаем свою квалификацию, развиваемся.

 Наш коллектив проводит мероприятия различного масштаба для жителей нашего микрорайона, а также и для всего города. В пример приведены фотографии балов в Измайловском кремле и в Царицынском дворце. Мы считаем, что таким образом мы способствуем устойчивому развитию нашего города, вносим свой вклад в повышение культурного уровня москвичей.

 Завершая свой доклад, я обращаюсь к выдержкам из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данные цитаты подчеркивают важность развития общих способностей дошкольников как сформированных культурных способов мышления, коммуникации и действия. Наш опыт и практика доказывают, что эти задачи можно эффективно решать средствами мыследеятельностной педагогики и мы готовы этими средствами активно делиться.

 На слайде представлено три программы обучения педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Это педагогические технологии развития способностей понимания, воображения, организации действия и мыслительных способностей.

Также полезным может быть научиться выстраивать свой уникальный празднично-событийный цикл, отражающий все особенности учреждения и являющийся его лицом и изюминкой.

Профилактика профессионального выгорания – это особая тема, важная для всех педагогов и учреждений. Мы реализуем в нашем учреждении программу, о которой подробно расскажет Григорий Сергеевич, и также готовы делиться особенностями ее проведения.

Желаю всем радости от своей работы и больших успехов в реализации поставленных задач.

Замечено, что детские сады с высоким качеством образования при этом очень индивидуальны, не похожи друг на друга.

Знакомьтесь: частный сад «Волшебный возраст», в котором работают последователи мыследеятельностной педагогики Г.П. Щедровицкого и Ю. Громыко.

Мне посчастливилось там побывать, так что видела все своими глазами: с дошкольниками – постановка проблемы (и не только на словах – а и через движение, образ), выявление разных точек зрения, выдвижение гипотез, анализ и сравнение гипотез, и все это в ситуации совершенной детской заинтересованности, осмысленности проблемы для детей, виртуозного диалога, где педагоги «отбивают мячики» и выводила всю компанию на проблемную ситуацию. А в саду много свидетельств работы с воображением, много пространства для игры, изобретений, особый уклад жизни.

В общем. в ответ на часто задаваемый вопрос «А где достижения отечественной образовательной мысли?» можно еще одно место на карте нашей Родины указывать – Москва, проспект Буденного.

То, что интервью берет Татьяна Костенко – представитель Монтессори-педагогики – придает ему особую остроту и значимость. Во-первых, очевидно, что образование вариативно, что условия для радостного и развитого детства могут создаваться по-разному. А во-вторых, видно не менее ясно: это разное образование объединяют общие ценности: уважения к ребенку, готовности слышать его голос и создавать новые возможности.

Куратор проекта «Давайте дружить садами», ведущий научный сотрудник Лаборатории развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент Шиян О.А.

Участники интервью:

  • Макарова Екатерина Николаевна (Е.М.), генеральный директор АНО ДО “ЦРР «Волшебный возраст».
  • Коновалова Екатерина Васильевна (Е.К.), старший воспитатель.
  • Пестрякова Надежда Михайловна (Н.П.), воспитатель.
  • Макаров Григорий Сергеевич (Г.М.), ведущий программы «Детский сад для воспитателей».
  • Костенко Татьяна Александровна (Т.К.), методист МБДОУ №4 «Монтессори» г.Томска, председатель Томского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Воспитатели России», эксперт ММА (Международной Монтессори-Ассоциации).

«Человек начинает мыслить, когда в привычном для него образе действия образуется разрыв: невозможно действовать по стереотипу. Тогда и становится необходимо изобрести, построить и освоить новый способ»

Г.П.Щедровицкий.

На нашу первую встречу пришли, очевидно, все заинтересованные и свободные в это время от детей: две Екатерины, Надежда, Григорий. Им даже места не хватило на маленьком диванчике перед экраном. Они наперебой стали рассказывать про свой детский сад, и в этих словах, которыми люди говорили о детях, улыбках, которыми делились друг с другом и со мной, отношениях, которые угадывались в ситуациях, когда кто-то смущался, перебивая другого, чувствовалась непринужденность, доброта и гордость за это маленькое пространство, которое называется частный детский сад «Волшебный возраст». В нем обучается около 40 детей от 2 до 7 лет, работают директор и старший воспитатель, пять воспитателей, преподаватели йоги, хореографии и музыки, повар и помощники. На каждые 5 детей – один педагог, идеальная картина!

На сегодняшний день детский сад «Волшебный возраст» единственный (!) в нашей стране, который удерживает наиболее полную модель образования дошкольников в логике мыследеятельностного подхода.

Т.К. Ты помнишь, как всё начиналось…

Е.К. Идея работы в таком подходе зародилась в далеком 1993 году с экспериментальной группы, вдохновителем которой был Ю.В. Громыко, ученик Г.П. Щедровицкого, основателя методологического направления отечественной философии. В московском государственном детском саду – начальной школе №1835 была создана уникальная практика, объединяющая детей от 3 до 10 лет, т.е. дошкольная и школьная ступени, под названием «Материнская школа». Ее суть в развитии способностей воображения и понимания, организации действия и коммуникативно-мыслительных техник. Учреждение стало экспериментальной площадкой города, у нас была мощная научная база и поддержка коллег-методологов во главе с Юрием Вячеславовичем Громыко. Под руководством Эльвиры Сергеевны Акоповой и Елены Юрьевны Ивановой складывалась образовательная программа дошкольного и начального образования, а впоследствии и инновационная сеть «Мыследеятельностная педагогика», которая объединила в общей работе детские сады и школы разных городов России. Спустя 15 лет плодотворной работы траектория движения круто изменилась, здание детского сада признали аварийным и снесли, нашу практику пришлось трансформировать, Ещё 5 лет мы продолжали строить образование в стенах городской школы № 661. За 20 лет работы «Материнской школы» было написано и опубликовано почти 200 методических, научных, исследовательских статей, среди которых описание модели комплекса детский сад – начальная школа, система воспитательной работы, сборники занятий и множество материалов участников инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика». В 2015 году была издана серия «Я играю и расту» – сказочные истории, герои которых решают проблемы в логике мыследеятельностного подхода, и маленький читатель на их примере проходит похожий путь, осваивая важные умения и примеряя способы действия на свои реальные жизненные ситуации.

Т.К. О каких механизмах, лежащих в основе развития мышления дошкольников, вы можете сказать как о реализующихся на ваших глазах?

Н.П. Основной механизм образования в мыследеятельностном подходе можно раскрыть так: замысел детского действия – собственно действие, в основе которого лежит освоенный человеком способ – проблематизация, т.е. момент, когда ребенок понимает, что одного способа недостаточно – изменение исходного способа и\или дополнение его другими приемами – рефлексия, направленная на осмысление собственного действия. В конечном итоге управление своей мыслительной деятельностью.

Т.К. Сложный механизм даже для взрослого человека! А как это увидеть в жизни?

Н.П. А теперь про то, как это происходит в жизни. Решаем с детьми парадоксальную ситуацию – пересчитать мух в аквариуме, не причинив им вреда. Дети умеют считать и некоторым кажется, что проблемы не возникнет. Они предлагают различные решения: очень быстро всех считать, пометить мушек разным цветом и прочее. Воспитатель предлагает проверить предложенные версии. Моделируем ситуацию: мухи в аквариуме – это дети в группе. Пробуем провести эксперимент. Далее анализируем, почему не удалось посчитать «детей-мух». Выделяем ряд ограничений: это делать трудно, потому что «мухи» постоянно хаотично перемещаются, они сильно похожи друг на друга, и совсем уж трудно выполнимое условие – не причинить им вреда! Фиксируем ограничения на доске как то, что надо преодолеть. Дети записывают и рисуют дополнительные варианты решений. Новые гипотезы детей созданы с учётом ограничений и позволяют решить нашу «нерешаемую» задачу: сфотографировать аквариум с мухами; насыпать вкусную еду; устроить систему из двух аквариумов с маленьким отверстием, в которое проходит по одной мухе и в момент прохождения возможен подсчёт. Чтобы выделить способ собственного действия в этом случае необходимо провести рефлексию – за счет чего удалось решить эту задачу. Самым старшим это по силам, тем более, что всё под рукой: жива в памяти исходная ситуация, есть первые пробы, на доске фиксация противоречий, на листочках решения задачи. Выделены значимые этапы в последовательности своего движения и зафиксированы значками в схеме. Схематизация, кстати, хорошая форма помощи детям, вполне освоенная ими. Они с удовольствием придумывают знаки, запоминают их и могут впоследствии воспроизвести. И теперь этот способ можно будет вспомнить и применить, когда попадётся еще одна хитрая задачка.

Т.К. После живого примера с мухами проясняется понимание и проявляется интерес: как же выстроен образовательный процесс в детском саду, помогающий ребенку осознать, что происходит ежедневно с ним в повседневной жизни?

Е.К. Образовательный процесс у нас строится примерно так. Есть одновозрастные занятия с воспитателем или специалистом, такие как математика, речь, музыка, развитие способностей, и есть свободная деятельность, которая может быть организована как в одновозрастной, так и разновозрастной группах. Дети могут свободно перемещаться по всем помещениям. Свободной деятельности отводится до 5 часов в день. У старших детей выходит еще больше – они не спят днём, если есть желание ребенка и родителей, а также медицинских противопоказаний.

А вот как процесс образования происходит в группе. В начале недели с утра мы вместе с детьми планируем, чем будем заниматься, они рассказывают о своих впечатлениях и увлечениях, а педагог думает, как можно встроить запланированную тематику в это поле детских интересов. Иногда нам удается сплести воедино все это. Бывает, тема вбрасывается воспитателем, а дети уже внутри нее выбирают деятельность, путь, средства. Так обычно у нас выстроен процесс движения внутри образовательного события. В этой связи планирование можно представить как череду событийных циклов на весь учебный год. Цикл может длиться и неделю, и две, и месяц. Событийный цикл – от слова Событие. Событие – это итог, кульминация цикла. В его содержании отражаются те ценности, которые нам важно передать детям, например, ценность труда и мастерства, важность доведенного до результата дела и многие другие.

Каким образом происходит осознание детьми того, что с ними происходит ежедневно? Основная форма работы – это утренние круги. Мы замечаем, что регулярные утренние обсуждения позволяют детям младшего и среднего возраста сначала просто рассказывать о своих желаниях и припоминать впечатления, а ближе к 6 годам уже обсуждать свои интересы, достижения, умения и неумения, возможности и перспективы. Дети в этом возрасте способны ставить задачи, планировать действия, анализировать полученные результаты.

 

Таким образом, стержнем образовательного процесса является годовой празднично-событийный цикл, включающий в себя последовательность календарных праздников и образовательных событий. Особенность праздников и событий в нашем подходе состоит в заложенном в них ценностном смысле, например, Ярмарка – ценности труда и мастерства, Праздник Фонариков – ценности доброты и бескорыстия, Неделя Изобретений – ценности знания и открытий. В разных формах мы актуализируем это поле и предоставляем каждому из участников со-бытия отыскать свой собственный смысл, интерес, границу возможного.

Опишу, как происходит движение внутри образовательного события Ярмарка. В течение 2–3 недель мы организуем разные виды деятельности и формы взаимодействия. Это знакомство с ремеслами и освоение их основ, рассказы о мастерах, выставки изделий знакомых детям мастеров: родителей и педагогов; мастер-классы педагогов, родителей и старших детей. Суть всего этого – показать, насколько интересен путь к мастерству, как здорово осваивать новое, как важно вкладываться в результат своего труда. И на самой Ярмарке дети могут во всей полноте это осознать, ведь при обмене детскими поделками успехом пользуются как раз те изделия, на которые их создатели не пожалели времени, усилий и души. Самым, пожалуй, сложным является момент обсуждения с ребенком освоенных им способов действия и выбор того, как помочь увидеть границы собственных возможностей. Мы это делаем через ежедневные обсуждения и рефлексию, и ребенок с помощью вопросов педагога пытается осмыслить пройденный им путь и «увидеть» свой дефицит, а дальше наша задача – показать его движение в ближайшей перспективе.

Т.К. Свобода в выборе деятельности, образовательное событие как форма, предполагающая сознательное недо-построение его структуры и содержания, очевидно, не обеспечивают педагога четким планом действия на день, на неделю. Как устроена жизнь в детском саду? На что ориентируется педагог? А начинающие воспитатели как вводятся в общее пространство культурного планирования?

Е.К. Немногие любят писать планы так, как их люблю писать я. Поэтому у нас планы пишу я (шутка, но не совсем). Я инициатор планирования. Мы пишем общий план на учебный год, который по мере проживания оказывается перечеркнутым, со стрелочками туда-сюда, добавлениями и убавлениями (и это хорошо, это значит, что мы реагируем больше на жизнь, чем на регламент). Это как раз план годового празднично-событийного цикла. В нём мы планируем события, значимые для нас в ценностном плане. Ценности труда и мастерства, бескорыстной доброты, семьи, природы, учения и знания, стремления к открытиям и изобретениям задают нам поле для ежедневной работы. Из них вырастают наши образовательные события: Ярмарка, Праздник Фонариков, Недели Изобретений, Семейные балы и многие другие. От того, на чем нам важно сделать акцент, будет зависеть поворот в планировании любого события. Например, подготовку к Новому году можно спланировать, опираясь на идею цикличности, а можно – на ценность самого времени и того, как мы его проживаем; можно углубиться в чудеса и волшебство, а можно поразмыслить о чудесах, сотворенных самим человеком. О разнице между событием и мероприятием, об особенностях такого планирования, о смысле праздников можно прочитать в книге «100 игр, сценариев и праздников», написанной коллективом образовательного учреждения «Материнская школа» под руководством Е.Ю. Ивановой.

Еще планируются формы и виды деятельности, которые помогают развитию воображения, мышления, понимания и организации действия. Например, форма КИД, клуба интересных дел, была придумана для развития способности организации действия старших дошкольников. Они придумывают и проводят различные мастер-классы, игры, ставят спектакли для младших ребят.

У нас есть рабочие программы, и они помогают воспитателям не забывать о том, какие задачи необходимо удерживать в голове и решить во взаимодействии с детьми. Но крайне редко эти программы используются в жёсткой привязке к теме занятия и тем более к конспекту занятия, указанным в программе, так как они часто не соответствуют изменившемуся из-за детских интересов в очередной раз плану. 

А план меняется часто, поскольку жизнь детей вносит в него свои поправки. Чем старше дети, тем чаще меняются планы. Нам очень важно выращивать инициативу детей, их познавательный интерес и стремление к самостоятельности. Поэтому то, что предлагают дети, о чём они спрашивают, сильно влияет на планы воспитателей. 

Традиционные ежедневные планы у нас не работают, но общий недельный (бывает, что и двух-трёх-недельный) план для всех групп, связанный с движением к событию, мы составляем, и на него воспитатели ориентируются.

Итак, получаем 3 момента планирования.

1. Воспитатель удерживает, какое событие нам предстоит и каков смысл этого события (для нас этим смыслом является та или иная ценность).

2. Беседуя с детьми, воспитатель определяет, насколько актуальной является данная тема для детей, насколько эффективно включать её сейчас или сначала стоит реализовать текущий интерес детей.

3. Сопоставляет это с перечнем задач из рабочей программы, определяя, какие предметные задачи актуально решать, реализуя определенную тему. Исходя из этого, планируются занятия и другие формы работы, которые при таком подходе для детей уже выступают не как занятия, а как подготовка к событию. Например, готовясь к Ярмарке, дети на занятиях по рисованию, лепке и аппликации изготавливают свои поделки. Работа с рекламным текстом – развитие речи. Подпись приглашений – грамота, а их пересчет – математика. Знакомство с историей рождения ярмарочной формы, народные промыслы и ремёсла – окружающий мир и т.д».

Т.К. Как же устроена предметная среда в группах, чтобы удовлетворить бесконечное поле детских вопросов и идей? Даже по фотографиям видно, что подготовленное пространство организовано не вполне привычным образом?

Е.К. «Могу описать некоторые важные моменты, возможно, они общие в тех организациях, которые работают с инициативой, субъектностью и самостоятельностью детей.

Первый момент – открытая среда. У нас только в помещении для малышей фиксированные тематические уголки. В остальных двух помещениях больше универсальности и свободы. Есть оборудование для самостоятельного обустройства пространства и насыщения его всем необходимым под интерес ребёнка. Это шкаф с разными материалами, мягкий модуль для строительства, столы, стулья, диванчик, пуфики. Из всего этого дети могут сделать и делают что угодно. Зимой, например, сплели паутину, заняв ею половину комнаты. Это было впечатляюще!

Второй момент – множество разных материалов в свободном доступе. В комнате, где чаще всего занимаются старшие дошкольники, например, есть огромный низкий стеллаж, практически без дверок, заполненный всяческими детскими богатствами, которые родители иногда считают мусором. Все без исключения ребята признают это место любимым и проводят эксперименты с разными хранящимися в нем веществами, что заставляет меня частенько устраивать рейды по поиску дурно пахнущих результатов этих экспериментов.

Третий момент – публикация детских работ на стенах группы. Это не просто рисунки и аппликации, а детские изобретения и придумки. И рядом – фиксация взрослых вопросов, позволяющих ребенку доформулировать свою мысль и достроить гипотезу, которую непременно надо проверить. Даже гипотезу о причине гибели динозавров. Порой нам трудно точно сказать, что за деятельность разворачивается в группе: самостоятельная, вырастающая из детских инициатив, или умело организованная воспитателем работа. Просто все вовлечены в увлекательную жизнь!»

Т.К. Как свободная игра (если она существует) обеспечивает / поддерживает мыследеятельностный подход?

Е.К. «Конечно, в нашей жизни игра присутствует и поддерживает процесс становления способности воображения как предпосылки мышления и, конечно, коммуникации детей. Сюжетно-ролевая игра – важнейший материал для развития воображения. То, как ребёнок проживает свою роль, насколько он погружён в образ, насколько этот образ целостный и богатый, говорит об уровне развития его способности воображения. Мы наблюдаем, как усложняется игра и в плане коммуникативных навыков детей: как они строят договоренности между собой и о правилах, и о ролях, и о сюжете, выходят из конфликтных ситуаций. Наблюдение за игрой позволяет воспитателям замечать и такие метапредметные умения, как планирование своих действий, подготовку материалов для игры – то есть важнейшие элементы способности организации действия».

Т.К. Какой принцип управления уместен в такой, как Ваша, организации, и как он реализуется?

Е.М. Основной принцип управления в «Волшебном возрасте» – демократический. В вопросах, касающихся нашей образовательной концепции, программ, планов, в сложных педагогических ситуациях мы принимаем решения все вместе, подробно обсуждая все нюансы. Хотя почему только в педагогических вопросах? И финансовые вопросы мы обсуждаем, и материально-техническую базу, и вопросы развития организации в целом. Мы регулярно собираемся вместе. Особенно часто – перед началом учебного года. Каждый год у нас не похож на предыдущий, поскольку разным бывает и возрастной состав детей, и их количественное соотношение по возрастам, и сами дети приходят каждый раз разные, с разными особенностями, и не только дети, но и семьи. Меняются и педагоги: кто-то прошёл обучение и ставит перед коллективом новые задачи, кто-то хочет использовать новые программы, у кого-то в жизни появились новые интересы, и их важно реализовывать и в работе. Поэтому часто приходится организационно перестраивать работу, сохраняя при этом свои цели и задачи. Хочу, конечно, сказать, что наш коллектив – настоящая команда. У нас общие задачи, интересы и действия, и они связаны с развитием детей, так что мы все – за одно!

Т.К. Как родители узнают об образовательных результатах ребенка, о том, что все способности, о которых вы рассказываете, у ребенка появились?

Е.К. Основной формой представления результатов образования родителям является беседа с ними. Это совместный анализ образовательных результатов ребёнка и стратегическое планирование его образовательной траектории. Важный момент также – это организация наблюдения родителями деятельности детей, а также последующий анализ того, что увидели. Если говорить про развитие способностей, то лучше всего, пожалуй, работает совместный детско-родительский тренинг, когда мы предлагаем родителям выполнить определённые задания, рассчитанные на детей. Многие родители сталкиваются при этом с затруднениями! Но параллельно работает детская команда, и, благодаря соотнесению работы двух команд, родителям очевидны результаты и достижения детей и значимость работы воспитателей. Всем рекомендую такую форму!

Е.М. Вообще взаимодействие с семьёй – это, наверное, самый первый и самый главный момент для нас. Мы принимаем в детский сад не ребёнка, а семью. И собеседование проходит скорее не ребёнок, а семья. Мы частный сад и имеем право не принимать тех родителей (как бы это комично ни звучало), которые не разделяют важные для нас ценности. Это, во-первых, сотрудничество семьи и педагогов в процессе образования ребёнка. Мы должны быть вместе, прислушиваться к мнению друг друга, выполнять общие договоренности, соблюдать совместно выработанные правила. Если в детском саду ребёнка выслушивают, обсуждают с ним проблемы, планы, правила, а дома родители действуют жёстко и авторитарно, то мы не готовы продолжить сотрудничество с такой семьёй. Во время знакомства с родителями мы предъявляем свои требования, обсуждаем их и в разговоре пытаемся выяснить позицию родителей. Специальный процесс адаптации ребёнка, да и всей семьи, к детскому саду помогает нам в принятии окончательного решения о зачислении ребёнка.

Т.К. Что привлекает вас в практике, которую вы описываете?

Е.М. Для меня главное в нашей практике – это то, какими вырастают наши дети. Мы даём им возможность быть активными и самостоятельными в разных, в том числе, и в сложных вопросах. Это определение зон своих интересов и деятельности, это поиск собственных способов решения сложных мыслительных задачек, это возможность пробовать разные способы коммуникации и вырабатывать свои правила общения и взаимодействия в коллективе. Поэтому наши дети на выходе из сада поражают меня своей инициативностью, стремлением к новым знаниям и к самостоятельной деятельности, способностью нетривиально мыслить, работать в команде и взаимодействовать с детьми разных возрастов.

Е.К. Меня привлекает, в первую очередь, интересная методическая деятельность и большая свобода выбора. Это возможность выбирать концепцию развития детского сада, подбирать программы, создавать новые, делиться своими разработками с педагогами других детских садов и студентами. Мне импонирует возможность быть и педагогом – я люблю работать с детьми, и методистом. «Волшебный возраст» – это место, где работают увлеченные люди, готовые развиваться и в личностном плане, и в профессиональном. Мы команда, и это очень важно. А еще мне очень нравится соединение сложного мыследеятельностного подхода и внимание к психоэмоциональному развитию и комфорту и детей, и педагогов. Ощущение, что это гармоничное сочетание.

Т.К. Интересно, как сочетаются комфорт и мыследеятельность, разве это не противоположности? Часто же говорят, что «для развития нужно выйти из зоны комфорта». А как у вас?

Е.К. Это интересный вопрос. Я часто во взрослой жизни сталкивалась с таким явлением: там, где живёт мышление, нет места вниманию к чувствам другого человека, да и к своим тоже. Внимание настолько поглощено решением мыслительной задачи, что уже не до чувств. Мы же хотим сбалансировать напряжённую работу мысли, серьёзную проблемную коммуникацию, чёткость действия и одновременно комфортное самоощущение. Для этого нашим сотрудником Григорием Макаровым была разработана программа «Детский сад для воспитателей».

Г.М. Цель этой программы – профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов. Программа создана на базе курса «Психоэнергетические основы здоровья» и «Психоэнергетические основы нравственности» Светланы Васильевны Барановой. Я сочетаю приемы и техники, помогающие развивать эмпатию педагогов, повышать их стрессоустойчивость, стабилизировать эмоциональное состояние. Всем коллективом воспитатели обсуждают сложные педагогические ситуации. Еще важное направление работы – формирование навыков решения конфликтов. И это большое поле – не только конфликты с родителями, детьми и коллегами, но и внутренние конфликты. Свою миссию в «Волшебном возрасте я вижу так – создавать условия для комфортной работы в коллективе, в разных рабочих ситуациях. Ну и естественно, что одной работой мы не ограничиваемся, – думаем про все сферы жизни.

Е.К. Лично для меня важной задачей этой программы является сформировать умение «уходя с головой» в решение важной задачи, сохранять в равновесии душевное состояние, управлять эмоциями, заботиться в целом о своём телесном здоровье. Не всем это удаётся сразу (это я про себя), но мы на пути к поставленной цели. Мы учимся сами, а следом за нами наши дети учатся быть внимательными к себе и к окружающим людям, что, конечно, положительно сказывается и на уровне коммуникации в коллективе, и на качестве жизни сотрудников вне детского сада. Я замечаю, что регулярное посещение педагогами программы (один раз в неделю) в целом влияет на атмосферу в детском саду и мотивирует остальных».

Т.К. Я благодарю коллектив «Волшебного возраста» за встречу, которая позволила прикоснуться к пониманию такого сложного процесса, как мыследеятельность. Мне казалось, что эта практика доступна только взрослым ученым людям. В нашей беседе я увидела красивую работу с мышлением подрастающего человека, тонкую организацию проблемных ситуаций и разумную поддержку детских инициатив, которые рождаются в ответ на открытость педагогов. Спасибо вам!»